Важная информация для
автолюбителей
Бензин,
как и добропорядочный гражданин, должен иметь свой паспорт. Выдают ему
удостоверение личности не в милиции, а на заводе, где он родился. Бензиновые
паспорта имеются на бензоколонках, и многие наши читатели интересуются: что
значат те или иные параметры, как они влияют на "здоровье"
автомобиля? Бензин должен отвечать 14 параметрам, соответственно и в его
паспорте 14 пунктов. Слева в документе указаны значения по ГОСТу или ТУ, справа
- фактические, присущие данной партии. Прочитаем паспорт бензина
А-92.
Как
читать паспорт на бензин?
Первой
в паспорте стоит графа "плотность". Норма для данной марки бензина
должна составлять не более 770 кг/куб.м при 20 градусах по Цельсию, при более
низкой температуре - 15 градусах по Цельсию - плотность не нормируется.
Затем
значится "детонационная стойкость". Это "самое важное из всех
искусств" бензина. Октановое число заложено в каждой марке бензина. Оно
должно быть не менее 92,0 по исследовательскому методу и 83,0 по
моторному.
Далее,
важная графа - концентрация свинца. За норму для неэтилированного бензина
принят показатель в 0,013 г/куб.дм (не более).
Под
номером 4 в паспорте значится фракционный состав бензина. Что значат цифры в
10%, 50% и 90%? Из всех физических свойств испарение бензина в наибольшей
степени зависит от его фракционного состава и давления насыщенных паров (п.5
паспорта). Для оценки пусковых свойств бензинов наиболее характерна
температура, при которой выкипает 10%. Время прогрева двигателя зависит от
температуры выкипания 50% объема бензина. Для нормальной работы двигателя имеет
значение равномерность распределения рабочей смеси по отделам цилиндров. Она
определяется полным испарением бензина и характеризуется температурой выкипания
90% бензина и конца кипения. При высоких значениях этих температур наиболее
высоко кипящая фракция бензина не успевает испариться во впускном трубопроводе
двигателя и в виде жидкой пленки поступает в цилиндры. Вследствие неполного
сгорания бензина в камере сгорания повышается его расход и снижается экономия и
мощность двигателя.
Что
касается смол (п.7) - чем меньше, тем лучше. Смола - яд для карбюратора,
инжектора, впускных клапанов. Отлично, если строчки, в которых речь идет о
смолах и кислотности, сопровождаются только одним примечанием: "отс."
- отсутствуют. Впрочем, для смол допустимый предел 5 мг/100 куб.см, кислотность
должна составлять не более 3 мг КОН на 100 куб.см. И понятно, что в графах,
касающихся содержания водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и
воды, должны стоять только пометки "отс".
Индукционный период бензина (п.8) - период времени, в течение которого
нефтепродукт в условиях окисления сохраняет свои свойства. Чем он больше, тем
лучше. Это весьма важный показатель для качества бензина. Массовая доля серы - не более 0,05%.
Пункт
11 паспорта. "Испытанию на медной пластинке" топливо подвергается с
целью выяснения окислительных коррозионных свойств, которые оно проявит в
системе питания автомобиля. Пометка "выд." означает - испытание
выдерживает.
И,
наконец, цвет. Бензину положено быть бесцветным или бледно-желтым.
Как
минимум, паспорт заверяет руководитель лаборатории, и в нем обязательно должно
присутствовать заключение: "Стандартный, соответствует требованиям ГОСТ
(или ТУ)". Нелишне напомнить, что в полном соответствии с этим документом
бензин выезжает из ворот завода. Основных своих свойств при транспортировке он
не теряет. Что с ним происходит дальше, зависит от соотношений потребностей и
желаний работников бензоколонок с их информированностью о предстоящих
проверках. Проверка качества бензина - это не сиюминутное желание, это целая
система.
|